«Руслан» меняет гражданство. Легендарный самолет будет производить Россия?

Никаких тайн, без которых невозможно производство новых «Русланов», Украина от России не хранит. Решение этой задачи полностью в руках российских авиастроителей.

В последние дни в центре внимания общественности оказался самолет, который являлся гордостью советской транспортной авиации: Ан-124 «Руслан».

«Это является крайне непростой, но решаемой задачей»

Все началось 2 июня, когда командующий военно-транспортной авиацией России Владимир Бенедиктов в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что в России могут вновь начать производство «Русланов».

Бенедиктов заявил, что окончательно вопрос не решен, но он «регулярно рассматривается» и в ближайшее время должен быть вынесен финальный вердикт.

В свою очередь, вице-президент по транспортной авиации ПАО «ОАК», генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин в интервью ТАСС сказал: «Самолеты сверхтяжелого класса, к которым относится Ан-124, крайне востребованы во всем мире. Две трети всех „Русланов“ были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их исправности. Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей».

Заявления Бенедиктова и Рогозина встревожили украинскую сторону. В пресс-службе ГП «Антонов» заявили, что производство и модернизация Ан-124 в России невозможна.

В «Антонове» уточнили, что только разработчик имеет всю необходимую информацию и знания о конструкции, свойствах, ресурсах, сроках службы и летной годности самолетов Ан-124. При этом украинская фирма не планирует восстанавливать сотрудничество с Россией для выпуска новых «Русланов».

Ан-124: «транспортник» двойного назначения

Тяжёлый дальний транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» (по кодификации НАТО — «Кондор») был разработан в ОКБ имени Антонова. Машина, совершившая первый полет в декабре 1982 года и принятая в эксплуатацию в январе 1987 года, является крупнейшим и самым грузоподъемным серийным самолетом в мире.

Ан-124 изначально задумывался как самолет двойного назначения: для перевозки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, крупномасштабных десантных операций, а также для транспортировки крупнотоннажных грузов в интересах народного хозяйства.

Руководили проектом конструкторы Петр Балабуев и Виктор Толмачев. Толмачев сменил коллегу после того, как он возглавил КБ. Так уж получилось, что Виктор Толмачев ушел из жизни 7 июня 2018 года, в разгар споров о возможности возобновления выпуска своего главного детища.

Выпуск уникальных самолетов шел на двух предприятиях — на заводе «Антонова» в Киеве и на предприятии «Авиастар-СП» в Ульяновске. Всего в период с 1984 по 2004 год было построено 55 Ан-124.

Нужно уточнить, что большинство из этих машин — это Ан-124-100, коммерческий вариант, отличающийся от базового тем, что с него снята часть военного оборудования. Услуги «Русланов» по доставке крупногабаритных грузов чрезвычайно востребованы в мире. Поэтому всего через два года после закрытия производства самолетов в Ульяновске встал вопрос о его возобновлении.

То буду, то не буду: украинско-российские авиастрадания

В октябре 2006 года Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии «В. А. Ющенко — В. В. Путин» принял решение продолжить реализацию проекта самолёта Ан-124, имея в виду возможное возобновление серийного производства. В августе 2007 года подписано соглашение о возобновлении серийного производства. Российская грузовая компания «Волга-Днепр» заявила о готовности приобрести до 100 модернизированных Ан-124-100М-150, которые отличаются от предшественника увеличением полезной нагрузки и дальности полета.

Здесь важно отметить, что существующий парк «Русланов» сосредоточен в основном в России. Не менее 10 самолетов — в ВКС России, 8 — в летном отряде № 224, который является дочерней структурой Минобороны РФ, и 12 — в компании «Волга-Днепр».

Возобновление производства — дело не самое быстрое, но поступавшие заказы исходили опять-таки из России. Минобороны, «Волга-Днепр» и другие эксплуатанты готовы были приобрести 52 новых «Руслана». На долю иностранных заказов приходилось всего 9 машин.

Но в 2010 году «Антонов» решил, что называется, повернуться к России задом. Директор концерна Дмитрий Кива объявил, что «Антонов» допущен к участию в тендере Минобороны США на поставку самолетов-топливозаправщиков на 50 миллиардов долларов. Поэтому украинская сторона продаст свои разработки, в том числе и на базе «Руслана», американцам, а на проект с Россией времени и сил не остается.

Официально программу возобновления производства «Русланов» отложили до 2016 года. И в 2013 году переговоры были вновь начаты. Из американского тендера «Антонов» был выбит уже в первом туре, и пришлось возвращаться к россиянам.

«Документация вся есть, оснастка есть»

Может быть, дело бы и наладилось, но произошел «Евромайдан», а вслед за ним — полное свертывание сотрудничества в сфере авиапроизводства. Как сказал в августе 2014 года заместитель главы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь, российско-украинский проект возобновления производства и модернизации тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» в связи с политической ситуацией больше не стоит на повестке дня.

При этом ульяновский завод «Авиастар-СП», который также выпускает модернизированные транспортники Ил-76, продолжал заниматься ремонтом и модернизацией находящихся в России Ан-124.

Интерес к «Русланам» и потребность в них в России остается. Есть и работающий завод в Ульяновске, который их уже производил и готов производить модернизированную версию.

Но, по утверждению украинской стороны, это невозможно.

И тут заговорил бывший глава «Антонова» Дмитрий Кива, который покинул Украину и ныне занимается созданием авиастроительной отрасли в Азербайджане.

В интервью «МК» он заявил, что возобновить производство «Русланов» в России можно за два года: «Два года, не больше. Документация вся есть, оснастка есть. Надо только закупить все недостающее, — материалы, оборудование — запустить программу и сделать».

«Самолет прекрасный с точки зрения техники. Ему жить и жить. Единственное, что нужно сделать, — это поставить более современные двигатели, современную цифровую электронику. А планер очень надежный, проверенный. И самолет может еще много-много лет летать», — добавил Кива.

Украина помогать не хочет. Но и помешать не сможет

В юридической плоскости проблем тоже не должно возникнуть. «По всем международным правилам мы должны нести эту марку, — Ан-124 — если мы не внесли существенных изменений в этот самолет. А изменения сейчас будут вноситься. И он пойдет уже под другим брендом», — рассказал в интервью радиостанции «Говорит Москва» член Комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник. 

Чужая «Мрия». Украина продала Китаю самый большой в мире самолёт

Никаких тайн, без которых невозможно производство новых «Русланов», Украина от России не хранит. Достаточно сказать, что большая часть Ан-124, которые сейчас в строю, была построена в Ульяновске, а не в Киеве. Здесь же много лет работали конструкторы, создававшие машину, включая ушедшего из жизни Виктора Толмачева. В общем, как уже говорилось, задача крайне непростая, но решаемая. И российское авиастроение располагает для ее решения всем необходимым.

Вердикт о том, начнется ли производство новых «Русланов» в России, будет выноситься на правительственном уровне. Но Украина, где серийное производство самолетов в последние годы прекратилось, в любом случае теперь вне игры.

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Новости экономики России и мира © 2018 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх