Куда уходит дизель по трубе? Поставки на экспорт выгоднее, чем внутренние

В топливных ассоциациях выражают тревогу по поводу возможного дефицита дизельного топлива в сезон полевых работ. Чем вызваны их опасения?

Маржа больше в разы

Поводом для беспокойства стало открытие в конце прошлого года нового трубопровода транспортной монополии Волгоград-Новороссийск мощностью 8 млн тонн. Предположительно, наполовину загрузку новой трубы обеспечит Волгоградский НПЗ, принадлежащий «Лукойлу», остальное — «Сургутнефтегаз». По ней в порт Новороссийска пойдёт дизель, чтобы затем оттуда отправиться за рубеж. 

Мотор раздора. Почему автомобили на дизеле стоят дороже, чем на бензине

Казалось бы, что плохого в том, что Россия увеличит поставки на экспорт не сырой нефти, а готового продукта из неё? Не об этом ли на протяжении многих лет говорили экономисты, политики, общественность? Было бы замечательно, если бы за пределы страны дизель поставляли сверх внутренней потребности, а не в ущерб интересам российских потребителей. Но в этом уверенности-то и нет.

«Экспорт дизеля позволяет заработать 50 долларов на тонну, что в разы превышает возможные заработки на внутреннем рынке, — пишет в „Независимой газете“ генеральный директор компании „ИнфоТЭК-Терминал“ Рустам Танкаев. — И частники, заинтересованные в сиюминутной прибыли и не особенно пекущиеся об интересах российского потребителя, хорошо это понимают».

Он считает, что с учётом действующей в стране модели фискального регулирования, понизившей эффективность переработки от нуля до «минуса», поставки за рубеж становятся очень выгодными. Отсюда и интерес частных игроков рынка максимизировать экспорт нефтепродуктов. 

«Экспортёры не только заработают премию в 50 долларов на тонну, но и получат логистические преимущества», — разъясняет Р. Танкаев. Новый трубопровод, по его мнению, предлагает по сути альтернативу поставкам на внутренний рынок, которые менее выгодны. 

Дизель против бензина. Почему не стоит бояться солярки

Кому выгоден старый норматив?

Уже сегодня «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» продают на бирже относительно незначительное количество дизельного топлива. Есть компании с поставками биржу около 10% от произведённого дизельного топлива. У «Лукойла» — в первом квартале это 6,7%, у «Сургутнефтегаза» — 6,8%. 

Формально никто не нарушил норматив, установивший нижнюю планку на уровне 5%. Вот только норматив этот не пересматривался много времени. 

«Эти нормы бесконечно устарели, — говорит генеральный директор некоммерческого партнёрства „Совет по товарным рынкам“ Илья Мороз. — Они утверждались на заре биржевой торговли, но с тех пор количество игроков на рынке существенно увеличилось, вырос и спрос на топливо». 

По его словам, уже обсуждается инициатива повысить планку до 8%. Но пока это не произошло, увеличивать свои поставки на биржу частные компании, конечно, не станут — они продолжат продавать своё дизтопливо за рубеж. Благо, транспортная монополия построила удобный для этого трубопровод. Ведь поставки по трубе на 25% дешевле, чем по железной дороге.

Минус четверть?

Но быть может, поводов для беспокойства нет, и труба обеспечит загрузки Новороссийского порта не в ущерб внутреннему рынку? Давайте посчитаем. В прошлом году из России на экспорт отправили около 5 млн тонн дизельного топлива. Очевидно, что 8 млн тонн — это существенно больше.

Его внутреннее потребление составляет примерно 33 млн тонн в год. То есть 8 млн тонн — это четверть. И если она будет вычтена из внутренних поставок, ситуация станет кризисной. Вот откуда появилась тревога в топливных ассоциациях.

«На экспорт стало поставляться гораздо больше нефтепродуктов, чем в прошлом году», — комментирует происходящее глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. И объясняется это именно ростом экспортного паритета — увеличением маржинальности поставок на внешние рынки.

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 4 . . , , ! | , . http://molodyeprostitutkivekaterinburge.ru/ . , , , .
Новости экономики России и мира © 2018 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх